Наш опрос
Какую татуировку выберешь ты?

Всего проголосовало: 1183
Статистика
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Четверг, 28.03.2024, 22:36

 (468x60, 31Kb)


Приветствую Вас Гость
Виды татуировок
Traditional

Некогда модное в Европе и Америке 30-50-х годов прошедшего столетия традиционное направление пока еще остается на гребне. Бабочки и якоря, моряцкие трубки и кораблики, мелкая символика и девичьи «фенечки» - все это тиражированное однообразие может считаться искусством разве что в рамках поп-арта, который, как известно, очень тесно связан с масс культурой. Ничего общего с самовыражением тут не было и нет, наоборот: это полный отказ от индивидуальности. Такие татуировки выполнялись исключительно потому, что на ком-то замечены аналогичные, а значит это «модно»

Этнический стиль

Многие рисунки, стили, популярные у наших предков, по сей день дают пищу для фантазии мастерам тату. А не так давно в моду вошли практически первозданные «этнические» рисунки. Точные повторения, конечно, встречаются редко. Уж слишком просты мотивы и композиции. А вот стилизация привлекательна для многих людей, решивших украсить свое тело. Мастера современной татуировки умело совмещают стиль и идею древних народов с современной модой.

Одним из самых интересных направлений в этнической татуировке считаются скифские. Образцы истинных кожных рисунков скифов были найдены во время раскопок группы Пазырыкских курганов на Горном Алтае. Именно оттуда археологи извлекли на свет набальзамированное тело скифского вождя, сплошь покрытое замысловатыми сюжетами. Изображения покрывали грудь, спину, обе руки и обе голени. Время погребения приблизительно V - VI век до н.э. Проанализировав экземпляр, ученые пришли к выводу, что татуировка была выполнена путем накалывания. Для татуировок скифы использовали все тот же, известный во всем мире по золотым украшениям, звериный стиль. Тело изображавшихся животных древний художник делил на две части. Задняя, абсолютно простая, выполнялась схематично. Передняя же была богато украшена замысловатым орнаментом, и представляла зверя как мифологическое существо огромных размеров и такой же силы.

К этой группе можно отнести и элементы татуировки папуасов Новой Гвинеи, других племен Индонезии и Австралии. Хотя сам вид не так сильно распространен, на телах можно увидеть лишь его отдельные элементы. Татуировка папуасов может быть потому интересна, что она редко носила мистический, глубинный смысл, а еще чаще указывала на социальное положение члена племени. В основном рисунок наносили на тело женщин, статус и занятия которых были более постоянными. Мужчины предпочитали временную раскраску. Характерные черты этого вида – простые геометрические фигуры, объединенные в незамысловатые рисунки. Своеобразие стиля отличал и метод татуирования: кожа надрезалась, и в свежий разрез втиралось красящее вещество, обычно сажа.

Кельтская

Кельтский стиль в разное время подвергался большому влиянию различных культур и видоизменялся. Изначально он состоял только из растительных мотивов: хитросплетенных веточек, листочков и цветов. Позже в него были включены животные, причем настолько гармонично, что стали неотъемлемой его частью.

Огромное количество дошедших до наших дней элементов, стилизованных предметов быта, сказок говорят о родстве стиля с византийской, славянской татуировкой. Однако, стоит сопоставить древнюю кельтскую космогонию с растительной своей основой и уж тем более «звериным» мотивами, - обнаружим ряд не стыковок. Причина даже не в инородных деталях, а сменах их преобладания. Так называемая «плетенка» была известна на всей территории Евразии с древних времен, но кельтский культурный ареал всегда держался особняком благодаря своим особенным «древесным» предпочтениям, что и проявилось в неповторимых элементах – узлах и плетениях. Но откуда же среди всей этой флоры взялись звериные морды? Уж не с той ли поры, когда встретились скифы и кельты в полной боевой раскраске? В то же время на исторической арене с сольными номерами выступала прослойка из готских и славянских племен. Индо арийские викинги, осевшие на севере Франции, впитали, как губка, местные обычаи и спустя некоторое время к кельтскому творчеству примешался романский стиль. Вот и, поди, разберись, - чего здесь и сколько чужого? Впрочем, один из мастеров пояснил: никто и сейчас толком не может доказать, что у кельтских племен были «фирменные» татуировки, скорее, - это смешение нескольких схожих стилей, в том числе и византийского, получивших одно емкое название – кельтский стиль. Византийский же, в свою очередь, перекликается со славянским. И неизвестно еще, кто у кого больше перенял…

Японский стиль

Основными мотивами японских татуировок часто служили древние сказки и легенды связанные с морем, а основными персонажами были карпы, драконы и самураи. Согласно одно из теорий, японская татуировка «иридзуми» была заимствована у Китая, где она был известна еще в XI веке до н.э. По другой – татуировка проникла в Японию в глубокой древности благодаря айнам, жившим по соседству с японцами, в период с 70 по 250 год до н.э. Впрочем, самой привлекательной для самих японцев остается третья версия. Эта легенда гласит о том, что мифический правитель Японии Дзимму (660 – 585 год до н.э.) носил настолько эффективные татуировки, что восхитил царицу Сенойатару, сложившую в их честь поэму. Японская татуировка, как и многие другие, прошла путем взлетов и падений. Пик ее популярности пришелся на эпоху Эдо, а падение – на 1868-й год, после запрета, изданного правителем эпохи Мейдзи – ревностного конфуцианца.

Впрочем, межу этими периодами лежит целый пласт творчества, о котором мастера и поныне говорят с особой гордостью.

Наиболее бросающаяся в глаз черта «японизма» в татуировке – это ее обширность. Татуировка, которую мастер последовательно, на протяжении нескольких лет, наносил на тело какого-либо человека, в конце концов, походила на композицию в форме «кимоно» либо «распахнутого плаща». Такая татуировка плотно покрывает торс, оставляя незаполненным пространство по центру груди и живота. В верхней части она достигает локтей, заполняя предплечья, в нижней – заканчивается на бедрах. Принципам композиции, сформировавшимся еще в середине XIX столетия, японцы следуют и поныне:

• Асимметрия, в отличие от тщательной симметрии прославленной классической татуировки маори с Новой Зеландии;

• Введение множества мелких мотивов, которые иногда оплетают основные мотивы и плотно заполняют поверхность фрагмента тела;

• Фигуративный характер ведущих мотивов;

• Обведение большинства мотивов отчетливо вырисованным декоративным контуром; старые мастера считали кромки композиции наиболее ценными местами и оттеняли их, чтобы сделать похожими на композиции укийо-е;

• заполнение поверхности мотивов красками интенсивной насыщенности, которые контрастируют друг с другом;

• использование своеобразных для татуировки средств выражения, на которые подтолкнула природа. Например, чтоб придать картине на теле визуальный эффект, подчеркивающий движение, использовались знания размещения мышц. Такие мышцы во время их напряжения и расслабления как бы придавали всей композиции движение, делая ее очень экспрессивной. Соски и пупок использовались не для подчеркивания юмористических акцентов в рисунках, что было очень популярно в европейской татуировке у преступников, а как необходимые элементы мотивов, например, в качестве глаза дракона или же центра цветка;

• динамичная трактовка некоторых композиций (например, единоборства самураев) и в то же время статичная трактовка других (например, фигур, плененных обаянием гейш);

• заполнение пустующих мест в композиции геометрическим орнаментом либо отрывками из буддистских текстов;

Тематика японской татуировки изобилует разнообразными мотивами, которые можно разделить на четыре группы: флора, фауна, религиозные и мифологические мотивы, связанные с необыкновенными приключениями героев и других почерпнутых из фольклора личностей. Среди представленных растительных мотивов есть свои символы:

• хризантема – символ настойчивости и решительности;

• пион – символ богатства и успеха в жизни

• цветок сакуры, у которой «лепестки опадают даже при легком дуновении точно так же безропотно, как и самурай отдает жизнь за своего господина». Это символ проходящего времени и непрочности жизни;

• лист клена, несущий в себе ассоциации подобно красной розе в европейской татуировке.

К наиболее популярным представителям животного мира в татуировке следует отнести:

• дракона, символизирующего власть и силу, но одновременно объединяющего огонь и воду, то есть соединяющего противоположности;

• карпа, символизирующего мужество, отвагу и позу стоика;

• тигра – символа бесстрашия.

Особого внимания заслуживают многочисленные морские и вообще водные мотив, продиктованные тем, что ежедневная жизнь многих японцев тесно связана с морем. Вот почему в японской татуировке часто рядом с различными водяными созданиями появляется мотив волны, служащий для обогащения фона и подчеркивания фактуры тела. Ведущими религиозными темами были фигуры второстепенных буддийских богов, встречались и мифологические фигуры, народные герои, святые, самураи и монахи, куртизанки, гейши, актеры театра «Кабуки» и борцы сумо. Характерной чертой японской татуировки всегда было представление воплощенных в портретах личностей под углом зрения «три четверти» и никогда – фронтально, что отвечало принятому в «укийо-е» принципу. Значительное число мотивов японской татуировки приписывают заимствованию у великого народа-соседа. Однако сила воздействия китайской татуировки на японскую намного слабее, чем влияние техники японской гравюры на дереве.

Японские татуировщики-традиционалисты до сих пор избегают электрической машинки, которая, по их мнению, снижает престиж татуировщика и затрудняет достижение необходимой ловкости. Во время нанесения татуировки они пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами. Для нанесения рисунка используются от одной до четырех иголок, для заполнения поверхности рисунка – комплект из тридцати иголок в форме пучка. Такая связка иголок называется «хари» и накалывает кожу со скоростью около 90-120 уколов в минуту. Одновременные уколы большого количества иголок помогают более активному проникновению пигмента в кожу. Выполнение больших композиций разбивается на несколько недель, а то и месяцев – клиенту тяжело переносить боль, к тому же очень велико психологическое и физическое напряжение татуировщика, который не может в такой работе торопиться, подгонять события.

Вся его работа делиться на пять фаз, у каждой своя специфика.

• «Судзи» - на кожу наносится эскиз мотива и всей композиции при помощи черной туши или специального красителя.

• «Отсуми» - инструментом с закрепленными на нем иглами выделяется и закрепляется контур рисунка.

• «Бокаси» (оттенивание) – основана на накалывании кожи большим количеством иголок, собранных в пучок. Это облегчает достижение в наносимой композиции нужного наполнения цветом и необходимого тона.

• «Тсуки-хари» («тсуки» - пробивать, «хари» - связка иголок) – неглубокое накалывание иголками отдельных фрагментов рисунка, без его оттенивания. Иголки вбиваются в кожу при помощи легких ударов основанием ладони, после чего иглы дополнительно вдавливаются несколько глубже в тело.

• «Хане-бари» («хане» - отскок, «бари» - процесс татуирования) заключается в том, что во время накалывания кожи руке придается незначительный замах. Глубин накалывания при этом точно контролируется. Применение данной техники позволяет достигнуть наилучших эффектов при оттенивании композиции. «Хане-бари» наиболее сложная в технике японской татуировки.

Чаще всего японские татуировщики используют черный и красный пигменты, реже – бронзовый и лишь в исключительных случаях зеленый и желтый.

Популярность японской татуировки росла благодаря известным драматическим актерам, которые увидели в ней не только артистические достоинств. Но и новый способ достижения экспрессии на сцене. Недаром она всегда воспринималась как искусство и форма украшения тела, а сами обладатели татуировки – как объекты, которыми следует восхищаться.

В конце XVIII века одной из наиболее красивых татуировок мог похвалиться выдающийся актер Накамура Утаэмон IV . По примеру актеров мода на красивые татуировки постепенно начала овладевать и некоторыми кругами японской аристократии.

Период на рубеже XVIII - XIX веков можно назвать золотым веком японской татуировки. Возведенная в ранг изысканного искусства, она стала своеобразным признаком красоты тела и предметом для размышлений.

Татуировка в Японии всегда помогала мужчине демонстрировать истинно мужские качества, свидетельствовала о его выносливости. Но есть и еще разновидность, которая в этом ряду держится особняком: женские татуировки – «какуси-боро», выполняемые путем втирания в разрезы на теле рисовой пудры. Японки прибегали к услугам хори (татуировщиков), чтобы изобразить на своей нежной коже доказательство вечной привязанности к возлюбленному. Они полюбили «негативную татуировку» за ее особенные свойства: незаметный для окружающих рисунок на теле проявлялся лишь после употребления алкоголя, купания или во время интимной близости.

Сегодня же утраченные ранее традиции татуировки в Японии постепенно возвращаются. Это связано с популярностью тату в среде якудзи – японских гангстеров, организованных в банды. Делая себе татуировку, якудзи как бы исключают себя из нормального мира и в тоже время укрепляют сязи в самой преступной группировке. Разница между «гражданской» и «преступной» татуировками значительна из-за предпочтения последних к иконографии и мотивам японских азартных игр. И все-таки находятся в стране восходящего солнца настоящие мастера. Большинство из них до сих пор пользуются палочками из бамбука с прикрепленными к ним иглами. Оригинальность японской татуировки, как и гравюр школы «укийо-э» или театра «Кабуки», завораживает европейцев.

Многие мастера пытаются воспроизвести в своих работах черты японского стиля: интенсивные, контрастирующие друг с другом краски, искусственно созданную асимметрию, продуманную композицию, символизм изображений. Но лишь единицам удается достичь удивительной экспрессии хори-моно – художественной татуировки Страны восходящего солнца.

Polynesian (полинезийский стиль)

В начале нашего столетия татуировщики впервые обратились к орнаментам племенной татуировки – так появился и поныне популярный язык «трайбл». По всей вероятности, татуировка в Полинезии столь же стара, как и сама ее культура. Процедура нанесения рисунков на островах Тихого Океана издревле почиталась как священнодействие. Поэтому украшать тела соплеменников могли только жрецы. Художник-жрец пользовался всеобщим уважением и получал за свои старания ценные подарки. Для него выстраивался специальный дом, разделенный на кабины, в которых пациенты иной раз задерживались на несколько недель и даже месяцев – до полного завершения шедевра. И все это время вокруг дома «шамана» не прерывались молитвы и песнопения. В них пелось, что «мастера высших прекрасных рисунков» сделают чудную татуировку только тем, кто хорошо заплатит, а остальным «такой красоты не иметь во век». Для выполнения рисунков полинезийцы использовали растительные шипы, кости рыб или альбатроса, акульи зубы или обломки морских ракушек.

Изобилие и изысканность нательных рисунков считалось знаками благородного происхождения, так что покрывать узорами все тело имели право лишь вожди и их ближайшие родственники. Тех же, кто устрашался болезненного обряда, ждало жестокое наказание на том свете.

Женщины тоже шли на страдания ради красоты. «Мы просто обязаны иметь на своих губах несколько линий, - были убеждены прекрасные островитянки, - поскольку, когда мы состаримся, наши губы сморщатся, и мы станем очень некрасивыми». И действительно, без рисунка в уголках рта новозеландку никто бы не взял замуж. Один из вождей маори, коренного населения Новой Зеландии, разбогател на продаже европейцам голов своих подданных, покрытых татуировками.

Новозеландский исследователь Д. Коуэн представлял маори как «выдающихся скульпторов лица во всей истории человечества». «Моко», по его мнению, было достойно внимания потому, что выполнялось при помощи специальных небольших долот, которые оставляли на лице резаные раны, а не посредством применения техники накалывания, к которой маори прибегали при татуировании иных частей тела. В способе выполнения «Моко» (кроме жителей Маркизских островов, оно не было известно ни одному из полинезийских племен) можно усмотреть аналогии с техникой резьбы по дереву. Знаками, воплощенными на ягодицах и бедрах людей, чаще всего были мотивы спирали иные изломанные линии, находившиеся в тесной связи с узорами, широко применявшимися в резьбе по дереву. Полинезийцы покрывали татуировкой все тело, в то время как среди маори для тату отводились лишь определенные части тела, распространенность татуировки по коже была ограничена. У мужчин татуировка делалась на лице и области от пояса до колен, у женщин – только на лице. Однако иные женщины маори носили и мужские татуировки «Моко». Классический тип «Моко» имел следующие мотивы:

· спиральные узоры на подбородке, называемы пу-кауваэ;

· серии параллельных закругленных линий от подбородка до ноздрей (ререпехи);

· две большие укрупненные спирали на щеке (пае-пае);

· спирали на носу, называемые ререпи и понгианга;

· серии лучеобразно расходящихся от носа искривленных линий, они шли над бровями и

опускались к ушам (тивхана).

Рисунок на верхней части лба называли пухоро, а в нижней – тити. Богатый орнамент «Моко» состоял главным образом из спирали, волн, лент и меандр, создающих композицию. Характерной чертой «Моко» было симметричное расположение мотивов.

Помимо нижних частей тела, мужчины татуировали также грудь и запястья, что помогало определить занимаемую в общественной иерархии позицию. Случалось, что татуировкой украшали интимные места и даже язык.

Некоторые исследователи татуировки маори подчеркивали зависимость степени старательности в выполнении «Моко» от общественного ранга его обладателя. Наиболее сложные и технически доработанные татуировки были у лиц высокого происхождения. Полное же отсутствие «Моко» на лице лишало члена племени прав на возможности выполнять общественные функции и фактически низводило его до положения раба. Таких мужчин часто называли папа-теа, что означало «пустое лицо».

Именно благодаря «Моко», вытатуированному рисунку на лице, этот народ стал известен во всем мире. Как-то один европейский художник попытался нарисовать старого маори. Когда он закончил, все были удивлены сходством картины с оригиналом. Только сам туземец остался недоволен: он взял холст и на обратной стороне изобразил орнамент: свое «Моко». «Вот так я выгляжу, - пояснил полинезиец, - а твоя мазня бессмысленна».

И, тем не менее, несмотря на мастерство, которого достигли полинезийские жрецы, по сути, они оставались лишь искусными ремесленниками, связанными традиционными мотивами своего народа.

Slovenian (славянский стиль)

Современный славянский этнический стиль, как и скифский, находится в стадии формирования, но то, что люди им интересуются, уже не маловажно. Бытует мнение, что в своем традиционном виде татуировка у славян наблюдается лишь в определенных частях Югославии. Его трудно оспорить, поскольку делались неоднократные попытки проверить это в других славянских регионах. В конце Х I Х столетия татуировки встречались в основном среди населения католического вероисповедания. Практически у каждой взрослой девушки или замужней женщины были изображения гирлянд, веточек, орнаментальных крестов на груди, плечах, ладонях, вплоть кончиков пальцев, реже – на лбу. Мужчины-католики татуировок нее сторонились, но шли на эту процедуру гораздо реже. Охотнее всего, подставляя плечи и предплечья под изображение крестов. Однако крест – не единственный мотив, были еще татуировки в форме сердца, короны, якоря либо инициалов, что свидетельствовало о светском происхождении их носителя. У католического населения Сербии и Герцеговины конца прошлого столетия татуировки встречались так же часто, как и сам нательный крест. А поощряли этот обычай католические ксендзы, желавшие предотвратить переход прихожан в ислам. Ведь Босния в те времена была провинцией Османской империи, и большая часть населения перенимала религию и язык турок. Только не стираемый крест на теле, запрещенный в исламе как символ христианства, удерживал босниек в лоне католической церкви.

Моду на татуировку в среде европейской аристократии ввел Эдуард VII , в то время, когда он еще был наследным принцем Уэльским. Будучи с неофициальным визитом в Японии, он посетил известного татуировщика Хори Чийо, чтобы нанести на свою королевскую персону рисунок дракона, символ веры и власти.

Как только сенсация стала известна, его примеру последовали принцы, лорды, светские дамы и не желавшие отставать нувориши. Среди тех, кто не миновал этой эпидемии татуировки, были русские великие князья Алексей и Константин, австрийские эрцгерцоги, королевская чета Греции, король Дании, Швеции, Норвегии.

В числе поклонников тату оказался последний русский император Николай II . Во время путешествия по Востоку он сделал себе несколько татуировок и больше всего покорил супругу тем, что нанес ее имя – Саша. Даже мать будущего премьера Уинстона Черчилля, леди Рэндольф Черчилль, не удержалась, чтобы не сделать на запястье узкий браслет.

Cyber (кибер – стиль)

В наши годы, вместе с расцветом этнических мотивов, все четче проявляются new -направления, такие как «кибернетическое» ( cyber ) представляющие собой тесное слияние естественного и искусственного, живого и не живого: зарисовки человеческих суставов с механическими соединениями, орнаменты из микросхем, компьютерные персонажи фантастических сериалов, прочие космические и мистические мотивы, навеянные техногенным XXI веком и психотропными препаратами, урбанистические идеи.

Прямой продолжатель декоративно-художественного направления в татуировке, этот стиль зародился конце 70-х годов ХХ века. Скорее всего, флагманами «кибер» выступили сами татуировщики, занимающиеся новациями в бодимодификации, и страдающие от химической зависимости кибер-панки. Определенно, прототипом для «живых полотен» послужили изображения персонажей из современных футуристических фильмов («Тварь», «Чужой» и т.д.). Другим символом cyber-принадлежности стали стилизованные орнаментальные сюжеты этнических направлений. Механические членения, орнаменты из компьютерных знаков, полотна Гигера, стилизация частей тела под механические приборы, урбанистические сюжеты и просто наборы геометрических фигур. Однотонно выкрашенные руки (каждая – в свой цвет) – все это смело можно причислить к кибернетическому стилю. В отличие от «классики», от которой, как считают киберы, уже просто веет нафталином, качество и идея изображения и тут всецело зависят от мастера. Клиент просто не в состоянии передать то, что ему хочется запечатлеть на своем теле. Но совершенно точно знает: он будет ценен для потомков уже тем, что является носителем важной информации, ведь его тело носит отпечаток истории.

Русский стиль

Древнее население Восточной Европы оставило нам в наследство скромные свидетельства эпохи Неолита – статуэтки, символы плодородия, расписанные орнаментами. В основе этих незатейливых узоров лежат крестообразные и ромбические фигуры, спирали, точки и запятые. Отчасти это повторяет особенности этнического стиля. Западная же часть славянского населения черпала вдохновение из другого источника – в православных рукописях и книгах, обрамленных тоже своеобразной каймой утонченной графики. Вот они-то и положили, по-видимому, начало этой разновидности тату.

Русский стиль еще только-только начал пробивать себе дорогу, выделяясь смесью мотивов русских сказок, Палеха, Гжели, стилизованной книжной графики Билибина и братьев Васнецовых. В последнее время в каталогах российских тату салонов появляются сюжеты, навеянные былинным эпосом художника Васильева. Насколько велика погрешность при перенесении рисунка на тело – вопрос другой , но важно уже одно то, что мы пытаемся копаться в собственной, а не чужой истории.

Словно нанизанный на древнеславянский стержень, этот стиль еще даже не обрел окончательного названия, татуировщики до сих пор спорят зваться ему русским или российским. Впрочем, как и художественной формы – неизвестно пока, чего в нем больше, скифских звериных оскалов. Алтайских орнаментов одежды или элементов традиционной русской графики конца XIX столетия, характерной для славянского былинного фольклора. Но поскольку негативное толкование со стороны «здоровой» половины общества неизбежно, то явно, что никто не станет искать здесь особые исторические корни, а, скорее всего, высветят уголовно-криминальную подоплеку. Впрочем, пока этого не случилось. И у нас еще есть шанс найти сторонников нового направления, особенно ценного для патриотически-настроенных слоев.

Модерн

Модерн многое почерпнул в искусстве японской гравюры, положенной в основу современной японской татуировки. Отсюда более компромиссные решения в рисунке.

Copyright MyCorp © 2024 |
Занесено в каталог Deport.ru